- Анонсы58
- Вкусно и полезно3
- Возрождение69
- Выдающиеся ростовцы10
- Жители Ростова вспоминают4
- Интервью по поводу13
- На пути спасения32
- Наша справка6
- Новости39
- Послания и обращения5
- Святителю Димитрию посвящается10
- Святые и подвижники27
- Стихотворенья5
- Тема для размышления27
- Торжества и даты61
- Уничтоженные храмы17
Как воспитать послушание в детях?
вятитель Тихон Задонский однажды сказал: «Если дети ваши злыми будут, то внучата еще злее, а правнучата еще злее». Наш современник схиархимандрит Иоанн (Маслов) пояснял: «Плохое воспитание есть начало злу, которое из поколения в поколение возрастает. Значит, самое богатое наследство, которое родители могут оставить своим детям, - это доброе воспитание. Но что это такое?
Прежде всего, в детях необходимо воспитывать благочестие, которое основывается на вере и состоит из страха Божия и любви, ибо первая забота родителей - научить жить по-христиански Счастливы дети, имеющие благочестивую мать, с самого раннего детства знакомящую их с верой, с жизнью Спасителя, рассказывающую о Пресвятой Богородице, об Ангеле-хранителе, читающую им жития святых.
Н.В.Гоголь признавался, что своей матушке он был обязан зародившимся в нем религиозным чувствам, и писал ей: «Один раз, я живо помню этот случай, я спросил Вас рассказать мне о Страшном Суде, и Вы мне, ребенку, так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность, это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли».
Итак, доброе воспитание - это прежде всего воспитание в ребенке веры, воспитание живым, выразительным словом и личным примером.
«Учение через поступки и жизнь есть самое лучшее учение» (святой Иоанн Златоуст).
«Дела говорят сильнее слов» (Святитель Филарет Московский).
«Меньше потребуется слов, если делаешь, что должно». (святитель Григорий Богослов).
«Родители должны жить благочестиво, ибо дети внимают более поступкам, чем наставлениям» (схиархимандрит Иоанн Маслов).
Почему же так необходимо нашим детям благочестие? Именно на нем, по утверждениям святых отцов, основаны послушание, кротость и благодарность родителям. Послушание есть признак веры, истинного почитания Бога. Митрополит Владимир (Богоявленский) писал: «Если научите детей исполнять честно обязанности в отношении к Богу, они будут исполнять их в отношении к вам». С ранних лет родители должны приучать детей своих повиноваться им ради Бога, заповедовавшего почитать отца и мать.
«Ничто не может сравниться с добродетелью смирения. Это есть мать, корень, пища, основание и связь любого добра» (святитель Иоанн Златоуст).
Но как добиться в детях совершенного послушания? Святитель Феофан Затворник советовал внушать детям «ничего не делать без позволения. Пусть со всяким желанием прибегают к родителям и спрашивают: можно ли делать то или другое. Убедить их опытами собственными и чужими в том, что им опасно не спросясь исполнять свои желания, настроить их так, чтобы они даже боялись своей воли. Естественным следствием такого настроения будут полное послушание и покорность во всем воле родителей наперекор своей, расположение во всем себе отказывать и навык к этому или умение. Отучая от своей воли, надо приучать дитя делать добро. Для этого родители пусть сами представят истинный пример доброй жизни и знакомят детей с теми, у коих заботы не о наслаждениях и отличиях, а о спасении души… Вместе с тем и самих детей надо вызывать на добрые дела и сначала приказывать им делать их, а потом наводить, чтобы сами делали. Самые обыкновенные при этом дела - подаяние милостыни, сострадание, милосердие, уступчивость и терпение.
Всему этому нетрудно приучить. Случаи поминутны, стоит взяться. Отсюда выйдет воля с тяготением к добру». С этой целью святитель призывал родителей вести беседы с детьми о том, что «значит настоящая жизнь, чем она кончится, от Кого все получается, что такое удовольствия… Пусть родители толкуют с детьми или прямо, или всего лучше посредством рассказов: хорошо ли, например, наряжаться; счастье ли это, когда получишь похвалу, и прочее. И пусть спрашивают детей, как они думают о том и другом, и поправляют их ошибки. Таким способом в самом корне будет подавлено мирское мудрование и пытливость злая. Истина связывает ум тем, что насыщает его».
Но что делать, если ребенок, вопреки всем усилиям воспитателя, проявляет своеволие и непослушание? Об этом мы расскажем в следующей статье рубрики «Православная педагогика». Материалы для нее готовят учителя Варницкой гимназии.
Оставьте комментарий!